Новостройки на царской дороге

20.09.2012
За юго-западной границей Петербурга, вдоль Петергофского шоссе по берегу Финского залива, буквально на наших глазах растает новый жилой район. Здесь реализуются несколько масштабных проектов, и через пять-семь лет вырастет ряд благоустроенных высотных и малоэтажных жилых кварталов, способных, по мнению застройщиков, не только обеспечить десятки тысяч петербуржцев жильем, но и вернуть этим историческим местам утраченный за последнее столетие блеск и престиж. Сегодня юго-западная окраина Санкт-Петербурга встречает нас панельными домами прошлого века, пустырями и стройплощадками. Однако так было не всегда. Царскому тракту из Петербурга в Петергоф — императорскую резиденцию с великолепными дворцами, парками и фонтанами — предстояло затмить славу знаменитой дороги Париж-Версаль. Именно с этой целью земли в ее окрестностях раздавались придворным и застраивались богатыми загородными усадьбами. Мечтал царь-реформатор и о канале, по водам которого, минуя пыльный тракт и бурный Финский залив, он мог бы добираться в свою летнюю резиденцию. Канал, по замыслу Петра, должен был стать завершающим штрихом в облике «Северной Венеции». И хотя проект не был осуществлен, «пробные» участки канала не только сохранились до наших дней, но и стали частью новых проектов застройки этих территорий. К середине XVIII в. царский тракт был замощен и благоустроен. Помимо дворянских усадеб появились постоялые дворы и почтовые станции, начал курсировать первый пригородный общественный транспорт — четырехместные почтовые коляски, а потом и вместительные дилижансы. Железная дорога, проложенная от столицы до Петергофа в 1859 г., стала одной из первых в России. В начале XX века вдоль царской дороги постоянно проживали 44 тысяч человек, причем летом население удваивалось — рядом с дворянскими поместьями селились дачники. Связать растущий пригород с Петербургом решили второй в империи (после лодзинской) электрифицированной железной дорогой, получившей красивое название «Орнаэла» («Ораниенбаумская электрическая линия»). Строить ее начали в 1913 г., а в строй ввели в 920 г., при Советской власти. В начале 70-х дачные поселки, в которые превратились бывшие имения, стали застраивать первыми панельными домами, к 100-летию В.И. Ленина район украсил Южно-Приморский парк. Для осушения его территории был продлен Дудергофский канал, вокруг которого сегодня и разворачивается строительство. «Китай-город» на Финском заливе Первой о комплексном освоении здешних мест заявила Шанхайская инвестиционно-строительная компания. Летом 2005 года было объявлено о планах строительства между Петергофским шоссе и Финским заливом микрорайона «Балтийская жемчужина». Совместный российско-китайский проект должен «освоить» в совокупности свыше 200 гектаров земли, на которых вырастут современные жилые кварталы с самодостаточной социальной, торговой и деловой инфраструктурой. Первая очередь «Балтийской жемчужины» — квартал многоэтажек эконом- и бизнес-класса «Жемчужная премьера» — уже сдан, завершается строительство «Балтийской симфонии», сдача которой назначена на IV квартал этого года. Коммерческие и деловые центры «Жемчужной плазы» будут закончены к 2013 году. Прогуливаясь сегодня по улицам «Жемчужной премьеры», легко представить, что попал в район новостроек Хельсинки или Стокгольма: современные дома, аккуратно вымощенные тротуары, есть подземные парковки, магазины, построен первый детский сад. В будущем новоселы «Балтийской жемчужины» — а это почти 35 тысяч горожан — смогут получить все необходимое для жизни, вообще не выезжая за пределы микрорайона. Здесь заработают спорткомплексы, медицинские учреждения, 5 школ и 9 детских садов, торговые, офисные и развлекательные центры, включая океанариум и аквапарк. В планах дальнейшего развития района — наращивание транспортной сети: новые улицы и развязки, пуск надземного экспресса метрополитена, станция которого будет находиться в пешей доступности от нового квартала. Завершение западного скоростного диаметра, который соединит левый и правый берег Финского залива, заметно облегчит сообщение с северными районами города. Венецианские мотивы Рядом, на улице Адмирала Трибуца, полным ходом идет строительство жилого комплекса MORE , находящегося на территории проекта «Балтийская жемчужина». Его название — своеобразная игра слов. По-английски more означает «больше» — и действительно, застройщик (компания SETL CITY) анонсирует комфортный «максимализм»: квартиры с европланировками и полной чистовой отделкой. В то же время, по-русски название будущего жилого комплекса можно прочитать как «море», что соответствует его местоположению и архитектурному проекту. Из окон разноэтажного жилого комплекса MORE будут видны просторы Финского залива, а совсем рядом протянется набережная Матисова канала, который включен в планы благоустройства территорий района. Малоэтажные дома и таунхаусы элитного квартала «Duderhof Club» раскинутся вдоль Дудергофского канала напротив Южно-Приморского парка, а прямо на берегу Финского залива ГДСК обещает построить комплекс «Южная акватория». Берег залива, изрезанный естественными водными артериями и искусственными каналами, «оденут в камень», построят причалы для катеров, яхт и «Метеоров». Часть работ начнется уже весной этого года — сюда планируется протянуть маршруты городского водного такси. Возможно, именно здесь суждено осуществиться замыслам Петра, и через несколько лет появится Северная Венеция в миниатюре? Стоит отметить, что, несмотря на целый ряд проблем, возникших с начала реализации одного из крупнейших градостроительных проектов «Балтийская жемчужина», преимущества района остаются вне конкуренции. Близость к дворцово-парковому Петергофу, оригинальность архитектурной планировки района, в которую органично вписаны реки, каналы и акватория Финского залива — безусловно, прекрасный шанс для бывшей окраины стать не только новым жилым и деловым центром Северной столицы, но и вернуть себе былой престиж. Фотографии и рендеры предоставлены «Кельник студиос». Олег Соколенко, Ливпроперти ру.